Дом Пакен. Что за вывеской?

Французский художник Жан Беро (1848−1935) оставил множество пейзажей Парижа. Одна из таких зарисовок — «Служащие выходят из Дома Пакен».

Зрительный центр картины — Вандомская колонна, возведенная в память о победах Наполеона. Группа женщин, слегка разбавленная мужчинами, выходит из здания, на фасаде которого между кариатидами видны золотые буквы вывески «Paquin» (Пакен). (Думается, что мужчины — не работники модного дома, они встречают своих подруг-модисток. Разве что пара в проеме двери — муж и жена.)

«Пакен» — это дом моды, который в 1891 году был основан Жанной Пакен. Она родилась в Сен-Дени — пригороде Парижа — в 1869 году, училась швейному делу у семейства Руф (образец платья, пошитого в мастерской Руф, есть в Институте одежды в Киото, Япония; во второй половине девятнадцатого века в Европе была мода на японские мотивы, видимо, поэтому платье оказалось в японской коллекции).

Заведение быстро получило популярность: ее вечерние платья пастельной гаммы, ее дневные наряды были превосходно сшиты.

Жан Беро, Служащие выходят из Дома Пакен на улице де ля Пэ, 3, фрагмент

Жанна оказалась отличным бизнесменом: она устраивала модные показы, она посылала своих манекенщиц демонстрировать одежду и в оперу, и на скачки. Она смогла привлечь к сотрудничеству художников, среди которых был Леон Бакст (Лев Самойлович Розенберг, 1866−1924) — русский художник, декоратор и модельер.

Эта великолепная команда не только создавала модели платьев, она занималась изданием модных альбомов Дома Пакен, оформлением частного жилища его хозяев и официального здания, что способствовало процветанию бизнеса. Дом Пакен издавал модный журнал, в котором публиковались рисунки моделей, созданных ведущими парижскими кутюрье.

Выход служащих из Дома Пакен — это своеобразная демонстрация мод: сотрудники не могли одеваться как попало, они должны были быть одеты соответственно стилю заведения.

Читайте также  Le Fumoir : на других посмотреть, себя показать

Жан Беро, Служащие выходят из Дома Пакен на улице де ля Пэ, 3, фрагмент

Дело процветало, были открыты филиалы в Лондоне (1896 год), позднее — в Буэнос-Айресе (Аргентина) и Мадриде (Испания). В 1912 году Пакен начинает издавать «Вестник хорошего тона» (Gazette du Bon Ton), который просуществовал до 1925 года. В издании вестника принимали участие ведущие модельеры того времени: Луиза Черу, Жорж Дуле, Жак Дусе, Поль Пуаре, английская швейная фирма Редферн и сыновья, Дом Уорта (французский дом высокой моды, существует до сих пор).

В 1906 году французский художник Анри Жерве (Henri Gervex, 1852−1929) написал картину «Пять часов в доме Пакен». Большая картина (300×172 см), на которой изображена, по-видимому, подготовка к показу мод: около трех десятков действующих лиц, в основном — манекенщицы, местами — мужчины (скорее всего, руководители процесса). Судя по всему, на картине представлены все линии одежды, от светских нарядов до платьев для конторских служащих.

Жанна Пакен в 1911 году
Источник

Высокий авторитет Жанны Пакен позволил ей стать председателем французской Палаты модельеров (1917−1919).

В 1920 году основательница Дома Пакен отстранилась от дел. Дом моды Пакен полностью прекратил свое существование в 1956 году. Сегодня в здании на улице де ля Пэ, 3 располагается гостиница. От былой славы остались только кариатиды…